Оглавление

Часть первая
Часть вторая

Шрифт и текст

Много интересной и полезной информации (статьи, программы, готовые шрифты) можно найти на сайте fontz.ru.
• Шрифт (в переводе с немецкого языка Schrift означает почерк, письмо) - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
Отдельные буквы, цифры, знаки препинания и т. п. называются знаками или символами (литерами). В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Буквы большого размера, с которых начинается каждое предложение, называются прописными - Capitals, остальные строчными.
В зависимости от техники воспроизведения различают: рукописный (написанный пером на бумаге, пергаменте и других мягких материалах), рисованный (нанесенный кистью на вывесках, вазах, оригиналах переплетов, обложек, титульных листов и других элементов изданий), гравированный (вырезанный на дереве, металле, камне и т. п.), наборный (составленный из отдельных литер и предназначенный для механизированного набора текста, воспроизводимого при печати).
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.
Существует несколько основных характеристик шрифтов: кегль, гарнитура, начертание, насыщенность, ширина и другие.
• Кегль (от немецкого Kegel) (размер шрифта) – высота в типографских пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма) прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего заплечиков (расстояние от нижней части строчной буквы р до верхней части заглавной буквы Р).
В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является типографский пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм.
Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
  • Цицеро (12 пт)
    Именно шрифтом этого размера некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
  • Корпус (10 пт)
  • Боргес (гражданский) (9 пт)
  • Петит (маленький) (8 пт)
  • Нонпарель (несравненный) (6 пт)
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):
  • Бриллиант (четверть цицеро) (3 пт)
  • Диамант (полупетит) (4 пт)
  • Перл (жемчуг) (5 пт)
  • Миньон (любимый) (7 пт)
  • Миттель (средний) (14 пт)
  • Терция (одна треть квадрата) (16 пт)
  • Текст (20 пт)
    Шрифтом этого размера был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
• Гарнитура (от немецкого Garnitur – комплект) семейство начертаний, характеризующееся общими стилевыми особенностями и отличительными деталями рисунка знаков и имеющее собственное наименование.
В настоящее время термины “гарнитура” и “шрифт” часто употребляются как синонимы.
При оформлении собственной WEB-странички или при написании сообщений на форумах, блогах, часто возникает вопрос: какой шрифт выбрать?
Для больших и длинных текстов лучше всего использовать шрифт Verdana, для маленьких абзацев и заголовков - Tahoma. Эти шрифты лучше всего читаются с экрана, потому что в них нет засечек (так называемых серифов) - острых элементов по краям букв. Тот же совет относится и к сообщениям на форумах или в блогах: экранные шрифты должны быть округлыми и плавными.
Для текстовых документов и для страниц “версий для печати” лучше всего, наоборот, использовать шрифты с засечками, например, такие, как - Times New Roman. Подобные шрифты легко читаются с бумаги благодаря засечкам.
Особую нарядность или торжественность тексту, например, поздравительному, придадут декоративные шрифты. Если текста много, а площадь под него ограничена, придется применять конденсированный (сжатый) шрифт, например, Compact. Только не увлекайтесь, читать его некомфортно. Лучше использовать его только в заголовках. А там, где необходим национальный колорит (например, в тех же заголовках), помогут древнерусские или готические шрифты.
Шрифты
Но ни в коем случае не увлекайтесь фигурными шрифтами, не превращайте текст в головоломку, иначе перед глазами читателя предстанет нечто похожее на это:
Шрифты
• Начертание - это полный комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания. Шрифты одной гарнитуры могут иметь самые различные начертания. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков. Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).
Широко распространено заблуждение о том, что курсив и наклонный - это одно и то же. На самом деле это разные начертания. Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.
Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).
При выборе шрифта следует исходить из его легкости для чтения и соответствия стилю публикации. Для строгих документов имеет смысл применять только классические шрифты и не больше двух на документ. В любом случае, важно соблюдать меру. Считается, что максимальное число шрифтов в одном документе или издании - три-четыре.
• Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.
• Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.
Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.
• Базовая линия - невидимая горизонтальная линия, проходящая по нижнему краю символов. Некоторые буквы (д, р, у, ф, ц, щ) содержат нижний выносной элемент, выходящий за базовую линию. На рисунке показана базовая линия в тексте:
Базовая линия
Хотя сама базовая линия никак не видна, она играет важную роль при работе с текстом. В обычном наборе базовые линии символов совпадают, однако они могут быть смещены для каждого символа отдельно. Смещение базовой линии отдельных символов применяется чаще всего для набора индексов.
• Интерлиньяж (междустрочие) - расстояние между базовыми линиями строк текста. Складывается из размера шрифта и межстрочного расстояния. На рисунке показаны базовые линии текста и расстояние между ними:
Интерлиньяж